Деятельность

Профессиональные союзы — исторически сложившаяся организа­ционная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций — представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объ­единялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм — морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государствен­ными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими сами­ми как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового ха­рактера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и со­держатся в уставах профсоюзов и их объединений, других проф­союзных актах. В последнее время по ряду причин, и прежде все­го в связи с реформой гражданского законодательства, введением регистрации юридических лиц, в профсоюзные уставы включены положения, регулирующие имущественные отношения между профсоюзами, их объединениями и членскими организациями. Такие нормы следует признать правовыми, хотя и принятыми об­щественными организациями, но на основе и во исполнение за­кона. Следовательно, теперь уставы содержат как неправовые (внутрисоюзные) нормы, так и правовые, частично становясь нормативными актами.

Из круга общественных отношений, в которые вступают проф­союзы, правовому воздействию подвергаются Только те, регулиро­вание которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их функций.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулиру­ются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспече­ния представительства и защиты интересов трудящихся, успешно­го функционирования профсоюзов и дальнейшего развития обще­ства. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необхо­димости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять интересы и защищать права работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и мето­дов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, вы­полняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформиро­вать законодательные нормы по вопросам деятельности профсою­зов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внима­ние объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с ус­тавами в силу их общественного характера. После принятия зако­нодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законода­тельство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсо-юзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипроф-союзными нормами после принятия соответствующих законода­тельных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой осно­вы государственной и общественной жизни.

При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и в качестве общественных объединений не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необ­ходимо право юридического лица, то они, как и все иные орга­низации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от ор­ганов исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис­полнительной власти, органов местного самоуправления, работо­дателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов — первый из основополагающих принци­пов положения и деятельности профсоюзов— обеспечивается также:

прямым запретом всякого вмешательства в деятельность проф­союзов органов государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;

имущественной самостоятельностью;

правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уста­вы, определять структуру, избирать руководящие органы, органи­зовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юриди­ческого лица.

Второй принцип — самоуправление — предусмотрен Федераль­ным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве са­мостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внут­реннюю деятельность.

Третий принцип — добровольность объединения в профсоюзы — закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федераль­ным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом,— равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед зако­ном. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм — наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип — законность создания и деятельности — выте­кает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Феде­ральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и ТК РФ, Федерального закона «О профессиональных сою­зах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государст­венной Думой 8 декабря 1995 г. и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (зако­нов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Феде­ральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединени­ях» в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганиза­цией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специаль­ными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специ­альный акт по отношению к Федеральному закону «Об общест­венных объединениях». В данном случае специализация проведе­на по признаку субъекта (особой общественной организации). Нормы о правах профсоюзов содержатся во многих других актах (в том числе в ТК РФ), значительная часть из которых специали­зирована по предмету регулирования (например, нормы о правах профсоюзов в разработке и заключении коллективных договоров и соглашений).

В отдельных субъектах РФ приняты свои законы о профсою­зах, например в Республиках Саха (Якутия), Татарстан, Башкор­тостан, в Саратовской области.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (напри­мер, имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, пра­вах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов за­конодательство меняется, совершенствуется в зависимости от раз­вития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего от основных экономических отношений — от отно­шений собственности, а также от социально-политической обста­новки в стране В связи с этим происходит пересмотр прав проф­союзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полно­мочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепля­ются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации МОТ — Конвенции № 87, 98, 135, 144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствова­ния законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят:

во-первых, в том, что оно приводится в соответствие с суще­ствующими общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обще­ственной организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, по­зволяющих профсоюзам отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отноше­ния профсоюзов с работодателями, их объединениями и предста­вителями, а также с государственными органами, органами мест­ного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями, входящи­ми в социальное партнерство.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении условий труда), в контроле за со­блюдением законодательства о труде и об охране труда, в разре­шении трудовых споров — одна из черт метода трудового права.